Сенсорная интеграция
В наше время все больше детей имеют значительные нарушения, мешающие полноценно развиваться. Это проявляется в следующем:
- дети боятся громких звуков, часто закрывают уши руками или голову подушкой, или напротив, часто не слышат, когда к ним обращаются, не любят шумного окружения, улицы, выглядят растерянными в таких местах, остаются в классе на переменке – нарушение обработки слуховой информации.
- ребенок не любит ходить по ступенькам, перешагивать препятствия, смотреть в глаза, капризничает при ярком свете, напрягается, рассматривая окружающих и предметы – нарушение зрительной системы.
- дети не любят играть с пластилином, песком, красками, боятся испачкаться клеем или грязью, избегают прикосновений к себе, сами не любят прикасаться ко многим предметам, резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определенные конструкции одежды, например, водолазки, свитера с горлом, жалуются на ярлычки, торчащие внутри футболок нитки вышивки, не терпят ходьбы босиком, также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности – нарушение тактильного восприятия.
- ребенок неуклюж, избегает спортивные площадки, горки, игры с мячом, не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладине, плохо прыгает, опасно рискует в подвижных играх, хватается за все, так как чувствует себя неустойчиво – моторная и вестибулярная дисфункция.
Основное отличие детей с подобными нарушениями — это сложность концентрации внимания, особенно, если окружающая среда насыщена теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны. Дети склонны сменять игры, интересы, вид активности - очень и очень быстро, в то же время отличаются тревожностью, присутствуют аффекты — избыточные эмоциональные реакции (резкие капризы, истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение и т. п.).
Степень и подтипы может выявить только специалист (логопед, логопед-дефектолог, специалист АФК, ЛФК, нейропсихолог, психолог и т.д.), прошедший специальное обучение и повышение квалификации по СИ. Для выявления нарушений требуется тщательное обследование, тестирование и профессиональная подготовка специалиста, проводящего диагностику. Для более точного исследования необходим консилиум, состоящий как правило не меньше 2-х специалистов.
Вовремя проведенная диагностика и ряд занятий по СИ позволяют малышу развиваться быстрее, активнее и гармоничнее. Эти мероприятие дорогостоящие, безусловно, малообеспеченные семьи с таких детей нужно поддержать.
В нашем центре все специалисты прошли обучение по сенсорной интеграции. Имеют опыт работы с детьми с разными диагнозами. В центре имеется собственное специализированное оборудование, что позволяет проводить более качественно диагностики и занятия по СИ, а также повышение квалификации педагогов, дефектологов, логопедов, психологов и отрабатывать некоторые навыки на практике. Дети получат новый опыт, новые навыки, новые ощущения, которые им помогут в дальнейшей социализации и развитии, а специалисты - новые теоретические и практические знания в данной области.
Цель любого занятия по развитию сенсорной интеграции - улучшить качество жизни ребёнка и его семьи.
Множество проблем можно решить без насилия над ребёнком, без применения техник поощрения и наказания, без какого-то систематического повторения, каждое занятие новое, интересное, потому что оно состоится, исходя из потребностей и желания ребёнка.
Чем отличается метод развития сенсорной интеграции от других методов и вмешательств - это то, что он очень близок к природе ребёнка, все через игру и в игре, много гравитации (это необходимый этап в развитии малыша), много движения, много деятельности, метод, в которой спокойно можно подключать любые задачи (логопедические, дефектологические, телесно-ориентированные, социально-значимые и т.д.). Например, качая ребёнка в гамаке, можно отработать автоматизацию звуков, одновременно развиваем и вестибулярный аппарат, даём нагрузку на слуховой или зрительный анализатор и закрепляем правильное положение артикуляции